Мы рекомендуем Вам всегда заказывать оборудование и его монтаж у одной компании, т.к. в этом случае вы всегда получаете полноценную гарантию и застрахованы от преждевременного ремонта.
При монтаже кондиционера наружный и внутренний блоки сплит-системы соединяются между собой двумя медными трубами. Это специальные холодильные трубки из сплава с высоким содержанием меди.
Они предназначены для обеспечения циркуляции хладагента в холодильном контуре кондиционера. Не вдаваясь в подробности устройства холодильного цикла, этот процесс можно проиллюстрировать следующим образом. Компрессор, находящийся в наружном блоке нагнетает горячий фреон в теплообменник наружного блока, где под высоким давлением хладагент конденсируется, отдавая тепло наружному воздуху. Для ускорения этого процесса теплообменник наружного блока (конденсатор) обдувается вентилятором. Полностью сконденсированный фреон в жидком состоянии по тонкой жидкостной трубе устремляется во внутренний блок. Но на пути он проходит через специальное устройство – термо-регулирующий вентиль (ТРВ) или реле протока. ТРВ предназначен для регулирования потока хладагента, который затем попадает во внутренний блок и для снижения давления фреона в жидкой фазе. Таким образом, охлажденный фреон в жидком состоянии по тонкой медной трубе попадает в теплообменник внутреннего блока кондиционера. Не важно, о каком типе внутреннего блока идет речь (настенный, кассетный, канальный или любой другой) – процессы везде проходят совершенно одинаковые.
Во внутреннем блоке жидкий фреон под низким давлением начинает интенсивно испаряться, кипеть. Теплообменник внутреннего блока поглощает тепло. Для того, чтобы сделать этот процесс более эффективным, а также для того, чтобы обеспечить распространение охлажденного воздуха по помещению, теплообменник обдувается вентилятором. На выходе из внутреннего блока в толстую газовую трубу попадает полностью выкипевший хладагент в газообразном состоянии. По трубке он попадает обратно в наружный блок – в компрессор. Далее процесс повторяется. Так в очень упрощенном виде работает любая холодильная установка. В том числе и бытовая сплит-система. Кстати обычный холодильник работает точно так же.
Именно эти две трубы – толстую и тонкую, и прокладывают монтажники сплит-системы при установке. К этим работам предъявляются высокие требования. В частности в трубы не должна попадать пыль, песок или медная стружка. Места вальцованных соединений должны обеспечивать плотное и полностью герметичное соединение.
После того, как все трубки проложены, закреплены и надежно соединены с кранами наружного блока и штуцерами внутреннего блока, на первый взгляд, систему можно запускать. Но не тут-то было. В соединительных трубках и в трубках теплообменника внутреннего блока на этом этапе находится воздух. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы в работающей системе хладагент смешивался с воздухом. Это приведет к существенному изменению характеристик фреона, что в свою очередь приведет к ненормальной работе системы, в том числе снижению холодопроизводительности и обмерзанию отдельных частей контура.
Помимо этого, даже очень небольшое количество водяных паров, растворенных в воздухе, попавшем в контур, очень быстро растворяется в масле, смазывающем компрессор. Это ведет к ухудшению смазывающих свойств и повышенному износу компрессора. А компрессор это самый ответственный и дорогостоящий агрегат в кондиционере. Поэтому перед пуском смонтированной сплит-системы обязательно необходимо удалить весь воздух из соединительных трубок и теплообменника внутреннего блока.
Для этого к сервисному порту на одном из кранов наружного блока через специальный манометрический коллектор подсоединяется вакуумный насос (вакууматор). Этот прибор в течение десяти-двадцати минут (продолжительность вакуумирования трассы зависит от мощности кондиционера и протяженности соединительных трубопроводов) откачивает воздух из трассы, создавая в ней глубокий вакуум.
Процесс наблюдается по манометрам на коллекторе. После того, как необходимый вакуум достигнут, насос отключается, и еще в течение пятнадцати-тридцати минут монтажники наблюдают, не изменяется ли давление в системе. Неподвижная стрелка манометра показывает полную герметичность системы и всех произведенных соединений. В случае, если наблюдается падение вакуума, это означает, что где-то есть подсос воздуха. Тогда монтажники обязательно должны найти негерметичное место и устранить неисправность.
Во время вакуумирования монтажникам, конечно, не приходится ждать, нервно поглядывая на стрелку манометра. Им есть чем заняться в это время. Это крепление трассы снаружи, подгонка крышек коробов, подвод питания и прочие оставшиеся этапы процедуры установки кондиционера. Только после того, как специалисты убедились, что в трассе нет воздуха и она полностью герметична, производится открытие кранов наружного блока, пуск фреона в систему. Теперь можно смело производить тестовый запуск системы.
Помимо прочего, вакуумирование системы и последующая опрессовка под вакуумом позволяет также достоверно убедиться в полной герметичности системы. Это практически полностью исключает вероятность утечки фреона в течение первых дней после монтажа. Кстати именно утечка в первые часы или дни работы системы является признаком некачественного монтажа, в частности вальцованных соединений трубопровода.
В заключение хочется сделать еще одно важное замечание. Утечка фреона очень опасна для компрессора. Дело в том, что при работе электродвигатель компрессора охлаждается потоком хладагента. Если кондиционер плохо охлаждает, первое, что обычно делает пользователь, это выставление еще более низкой температуры на пульте управление и попытки включить и выключить кондиционер. Такие попытки весьма вероятно приводят к сгоранию компрессора, что влечет за собой дорогостоящий ремонт. Но даже если компрессор не сгорел, неплотности в трассе приводят иногда к тому, что на стороне низкого давления происходит подсос воздуха в систему. А это уже описанные проблемы с влагой. Если впоследствии не производится полная эвакуация и заправка свежим фреоном, система будет работать нестабильно и скорее всего все равно выйдет из строя.
При поломке компрессора производится экспертиза, которая показывает точную причину выхода его из строя. Или это брак, или работа кондиционера в условиях недопустимо низких наружных температур, или частые попытки пуска кондиционера, который потерял существенную часть или весь хладагент. Все современные кондиционеры умеют сигнализировать о критически низком давлении. Но, к сожалению далеко не все при этом умеют самостоятельно выключаться. Поэтому пользователь должен осознавать свою ответственность при экспериментах. Ведь даже если фреон вышел по вине установщиков, многочисленные попытки запустить неработающий кондиционер приведут к негарантийной поломке. И дорогостоящий ремонт будет производиться за счет владельца.
Поэтому очень важно не только выбрать ответственную фирму-установщика, но и впоследствии соблюдать элементарные правила пользования кондиционером, описанные в инструкции по эксплуатации, которая обязательно передается заказчику вместе с остальными документами при сдаче объекта.